Как я и анонсировал, в рамках культурной программы фестиваля «Золотой Грифон 2012» группа его участников, и я в её числе, побывали сегодня на Инкерманском заводе марочных вин.
Долго не садился писать рассказ, всё старался упорядочить мысли. Эмоции от посещения этого без преувеличения уникального завода могу сравнить с эмоциями, которые охватили меня, студента, когда в 80-е годы мы впервые на «военке» зашли в ангар к межконтинентальной баллистической ракете. Нечто, что заставляет тебя подумать о том, как мал человек…
Не буду переписывать официальные данные о гектарах подвалов, вырытых в толще горы и т.п. информацию, которую легко найти в официальных источниках о заводе. Просто скажу, что меня, гаражного винодела, то что я увидел, сильно впечатлило. Прежде всего размерами и масштабами. Может, кто-то видел что-то более внушительное в виноделии, но я — нет. Пока нет.
Буду давать минимум комментариев, просто смотрите фотографии.
Заранее извиняюсь за качество фотографий: «мыльница» старенькая, к ночной (подвальной) съёмке с рук не приспособлена.
Приехали. Ждём допуска на территорию завода.
Первые впечатления: аккуратная территория и «батарея» емкостей:
Наш экскурсовод, главный винодел завода Людмила Александровна Герасименко, отвечает на вопрос корреспондента о балке. Категорически заявляет, что в этом году они купили на пробу из Молдовы 6 машин готового вина. Всё. Остальное — виноматериалы с «первички» — хозяйство «Осипенко» и т.п. крымские предприятия.
Если кто не знает: головной завод не работает с виноградом, он принимает виноматериалы, и работает с ними: выдержка, купажи, розлив готовой продукции.
Итак, наша группа заходит в предбанник, точнее, предподвальник.
Небольшая лекция о правилах поведения, сводящаяся к одному: не отставайте от группы! Как выяснилось, в инкерманских подвалах таки легко заблудиться. Мне и ещё двоим это удалось: потом галопом бегали, искали группу! 🙂 Только привидения-рабочие в бордовой униформе там и сям мелькали… Ну и заодно привыкали к температуре подвалов +15 после +30 на улице.
Первый зал — и сразу ряд резервуаров. На переднем плане — эмалированные:
В глубине — дубовые 20-тонники:
Кстати, емкость бутов и бочек указана прямона них: верхние цифры. С точностью до литра.
Высота потолков подвалов — 12 метров. На потолке и стенах видны следы пил — здесь брали камень на послевоенную отстройку Севастополя. В подвалах потолки уже покрыла благородная плесень:
Ещё один участок металлических резервуаров:
В металле виноматериалы осветляются, оклеиваются, иногда выдерживаются первое время (до 6 месяцев). Но в основном для первичной выдержки используются дубовые буты. Из них целые галереи на заводе:
Помощница нашего экскурсовода Люба согласилась побыть моделью 🙂 на фоне дубовых бутов:
Кстати, приятно удивила чистота в залах. Нельзя на бетонные полы сказать, что они сияют чистотой: сиять нечему, это не кафель, но они чисто вымыты, во многих местах следы влажной уборки на полу. Станины бутов регулярно белятся известью, причём не из косметических, как мы вначале подумали, а из гигиенических целей. Да и на белом сразу заметно, если появится протечка или грязь:
Что буты, что мелкие бочки после переливок проходят влажную уборку с использованием 2% р-ра кальцинированной соды. И вообще, за их состоянием, отсутствием протечек и плесени очень внимательно следят.
В бутах виноматериалы выдерживаются до 6 месяцев. Потом решают: или отправлять их на дальнейшую выдержку в мелкие бочки, где они могут быть ещё полгода-год-полтора, а то и более, пока не превратятся в марочное вино, или разливать и продавать как ординарные вина. Если решают выдерживать, то вино переливают в другой подвал.Он немного ближе к поверхности земли, температура на 1…20 выше, чем первом подвале, и потолки ниже. Вот зал с «мелкими» 🙂 бочками, в которых выдерживаются марочные сухие вина, взгляд прямо:
И взгляд налево:
Вот такая бочечка:
Её ёмкость — 671 литр…
А рассказ о заводе продолжается:
Кстати, на заводе повсеместно для кратковременного хранения материалов используются бочки не только из нержавейки, но и из пищевого пластика:
Это камень в «пластикофобов», хотя полиэтилен — это ещё далеко не мой полипропилен!
А это в цехах такие «мотивировочные доски». И рабочие их читают — я специально спрашивал! 🙂
Ну и наконец переходим к «сладкой» части экскурсии. По иронии, проходить она будет в «сладком» зале:
Температура здесь 17…18 градусов. В последнее время, с уменьшением объёма выпускаемых сладких вин, здесь выдерживаются и марочные красные вина.
И наконец мы пришли к вожделенной цели: дегустации вин завода в уголке «для своих», расположенном посреди бочек с вином:
Было мило, душевно и вкусно:
И я согласен с нашим экскурсоводом: вина, которые пьют в подвале, при той температуре, воспринимаются иначе, чем выпитые в тёплой комнате.
Экскурсией, приёмом коллег-заводчан все остались очень довольны. Нам даже на прощание вручили презент: каждому по бутылке «Жемчужины Инкермана»-2010. Это неплохое сухое выдержанное вино из Ркацители, вот сейчас, за написанием этой статьи, выпил уже полбутылки из холодильника — очень приятно себя чувствую, должен сказать! 🙂
Про дегустацию вин отпишусь отдельно.
Ну как вам экскурсия?
СПАСИБО! ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО САМ ПОБЫВАЛ С ВАМИ В ИНКЕРМАНЕ!
Это точно! Такое ощущение, что ощутил приятный холодок подвалов Инкермана. Спасибо!
Очень интересно будет почитать о дегустации вин